Зеленская И.В.

Тема урока: «Склонение местоимений».

Цели урока:

1. Создать условия для развития самостоятельности, как пути их личностного роста.
2. Обобщить знания о личных местоимениях, закрепить понятие местоимения, как час-  
   ти  речи, уточнить знания детей о склонении местоимений.
3.Совершенствовать умения детей работать в коллективе, умения высказывать и дока -  
   зывать свои суждения, формировать адекватную самооценку, развивать навыки само
   контроля и взаимоконтроля.

Оборудование:
-         карточки для работы в центре «Грамотей»;
-         маршрутные листы для центра «Игротека»;
-         кубики;
-         венн диаграммы;
-         карточки контроля.

I.                   Орг.момент. Сегодня на уроке мы работаем в группах по центрам.
-         Откройте свои тетради, запишите: число, классная работа.
-         Назовите “опасные места” при записи.


II. Повторение.
-         Какую тему изучаем?
-         Вспомние все, что вы знаете о местоимении, расскажите друг другу в паре.
-         Теперь в группе поделитесь мнениями и выберите одного, который будет отвечать.
-         Один от группы отвечает, все остальные слушают, затем дополняют его ответ






-Сегодня мы продолжим тему “Склонение местоимений”
-         Какие цели мы  поставим перед собой на этот урок?
-         Как вы думаете, для чего вам нужны знания о местоимении?
-         Какую часть речи заменяют личные местоимения?
-         Поработаем в группах. Сравните, что общего и чем отличаются имена сущ. и М. Свои наблюдения вы отметите в венндиаграммах. /каждая группа получает венндиаграммы/

 










Имя сущ.                                 Местоимение.                  



-         Умеете ли вы отличать М. от других частей речи?
-         Послушайте текст, подсчитайте сколько в нем М.
           Книга! Она умная и хорошая. С нею всегда светло и надежно. Спасибо ей за советы и заботу. Будь внимателен к книге, заботься о ней, береги ее. Пусть с ней идут люди по жизни. Без нее жизнь будет скучной и неинтересной.
-         Сколько местоимений употребил автор? Откройте книгу на стр. 188, упр. 602. Проверьте себя.
-         Давайте прочитаем М., которые вы нашли.


-         Для чего использовал автор М.
-         Какие мысли из этого отрывка вам особенно запомнились и понравились?
 - Как вы думаете, на какие группы можно разделить М. из текста?
-         Выпишите местоимения в 2 столбика: с предлогами и без предлогов. Сравните с соседом.
-         Посмотрите на 1 столбик, что можете сказать об этих М.
-         Прочитайте правило в учебнике. . Расскажите друг другу в паре.
- Как вы думаете, над чем будем работать на уроке?


 III. Сегодня мы поработаем в Ц.А.
-         Давайте вспомним правила работы в центрах. В каждой группе выберите консультанта, который сможет вам помочь
-         Работать будем в 2 центрах с одним переходом, центр “Игротека”, где у каждого будет свой маршрутный лист, все задания вы будете выполнять в нем.
-          Второй центр “Грамотей”, вы будете работать по карточкам, но задания будете выполнять в половинках. Для тех, кто быстро справится с 1 заданием, есть 2 задание со *
-         Переходить будем по схеме.
По сигналу учителя дети переходят из одного центра в другой.
IV. Закрепление.
-         Поиграем в игру “Я утверждаю”. Вы можете со мной соглашаться или нет . В половинках на полях ставите знаки + или - .
 На доске : с ним
-         Я утверждаю, что
-         1) Это личное М
-         2) Начальная форма этого М – он.
-         3) Это М. 2 лица
-         4) Это М в ед ч.
-         5) это М. в Р.п.
-         Проверьте себя по ключу.
-         Поставьте себе оценку: 0 ош. –“5”, 1 ош. – “4”, 2 ош. – “3”, 3 ош. – “-“
-         Кто поставил себе “5”, “4”, “3”, “-“ ?
-         Какие затруднения были у вас при выполнении этого задания.
-         Какие знания вам пригодились при его выполнении?


V. Домашнее задание на выбор: 1.в в учебнике - стр 188, упр. 603.
2. Составить небольшой рассказ (5-6 ) предложений о своем друге, употребляя личные местоимения.
3. Составить свой кроссворд или “Занимательную фигуру” по теме М.

Рефлексия.
- Каждый получает “Лист контроля”.
Контрольные вопросы:

1.Местоимение – это часть речи, которая

а) обозначает предмет
б) обозначает признак предмета
в) указывает на предмет, но не называет его

2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения:
  Тетрадь, она, гулять, мы, нос, нас,  на  улице,
 ем, им, к тебе, с ним, окно, оно, сон, с нами.

3. Соедини линиями в правильном порядке:
ты, вы                             1 лицо
он, она, они, оно             2 лицо
я, мы                               3 лицо
4.Запиши начальную форму следующих местоимений:
у тебя     _______    обо мне ________вами       _______           
5. Соедини линиями в правильном порядке:
мне                 И.п.
о вас              Д.п.
ты                П.п

- Каждый получит оценку за «Лист контроля».

-Дети приветствуют гостей, садятся по группам.
-Записывают число, классная работа, называют орфограммы, на которые нужно обратить при записи.
Работа в парах.

Обсуждение в группе.

-М. – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
М. изменяются по числам, бывают1, 2, 3 лица.
М. 3 лица изменяются по родам.
М. изменяются по падежам.

Ответы детей.



- Имя существительное.
В группах дети обсуждают и заполняют венндиаграммы.

Общие характеристики:
-         отвечают на вопросы кто? Что?
-         Изменяются по числам;
-         Изменяются по падежам;
-         С предлогами пишутся раздельно;
Отличия:
-М. указывают на предмет
но не называют его, не имеет категории рода, только в 3 лице.
-Сущ. бывают одуш., неодуш., собств. и нариц,



 По учебнику находят и подсчитывают М.
Один ученик читает М. из текста, остальные проверяют.


- М. С предлогами и без предлогов.
Записывают М в 2 столбика.
- С предлогами М. пишутся раздельно.
- После предлогов  у М. 3 лица пишется буква н
В парах рассказывают друг другу. Несколько учащихся повторят вслух для всего класса.

Работа в центрах ативности.
Дети называют правила работы в группах, выбирают консультанта, аргументируют свой выбор.
Учитель раздает карточки с заданиями и маршрутные листы консультантам в группах, они раздают членм своей группы.
Схема перехода  на доске.


-Дети ставят знаки









На доске записан ключ:
1)    +
2)    +
3)   
4)    +
5)   
Проверяют и исправляют ошибки.












Учитель раздает всем “Лист контроля” блиц-опрос.

Ученики отвечают на вопросы.



                                       






Приложение.
ЦЕНТР  «ГРАМОТЕЙ»

1.Измени местоимения, запиши словосочетания (в половинке). Укажи падеж местоимений.
     Забота  о (он), побывал у (она), в семье у (они), у (он) на работе, шагал с (они), идет за (она), говорить о (он), беседовать с (они), находился у (он), пролетел над (она), наблюдал за (он), остановился около (она).

2. Проверьте друг друга в паре. Если найдешь ошибки, объясни товарищу.

3*  Измени местоимения, в паре устно расскажите друг другу, определите падеж местоимения. Выборочно запиши 5 словосочетаний
(в половинке):


он
она
они
Сделал для . . .
Подошел к . . .
Посмотрел на . . .
Играл с  . . .
Рассказал  о   . . .


Проверьте друг друга в паре.

ЦЕНТР «ИГРОТЕКА»

Ф.И. _____________________________

1.Игра «Кубик». На гранях кубика местоимения (я, мы, ты, вы, он, они)
-  Играете в паре: бросьте кубик, дайте характеристику выпавшему местоимению.
-         Бросаете по 2 раза.
-         Запишите в своем  маршрутном  листе характеристику местоимений:
Разгадай кроссворд.



                     3                4
             2











1



5





Обменяйтесь маршрутными листами и проверьте друг друга в паре.

1) 1л., мн. ч., Р.п.
2)     2 л., мн. ч., Д.п.
3)     2 л, мн.ч., Р.п
4)     1 л, ед. ч., Д.п
5)     3 л, ед. ч., Д.п

3. Разгадай кроссворд.




2






3


4




5




Обменяйтесь маршрутными листами в паре и проверьте друг друга.                                        


1)   1 л., мн. ч., Д.п.
2)   1 л., ед.ч., Д.п.
3)   3л., ед.ч., Р.п.
4)   3 л, мн. ч., И.п.

5)         3 л., мн.ч., Т.п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий